Как определяется стоимость авторских прав и от чего она зависит?
Начать нужно с того, что объекты авторских прав довольно разнородны: к ним относятся литературные, музыкальные произведения, компьютерные программы, фотографии,сценарии и кинофильмы, скульптуры, картины, а также изобретения (запатентованные), товарные знаки, ноу-хау и много другое.
Объекты авторского права — это окончательный итог интеллектуального,научного, творческого и художественного труда, на который распространяются требования закона об охране авторских прав.
Поэтому и оцениваться они будут по-разному. Например, есть методики оценки такой интеллектуальной собственности как патенты. Существует два основных подхода: затратный (оценка затрат на восстановление или замещение) и доходный (оценка экономического эффекта от внедрения изобретения, доходов от продажи лицензий). Тут все более или менее понятно: есть методика, выполняются расчеты, чем и занимаются профессиональные оценщики, специализирующиеся в сфере оценки ОИС.
А вот как оценить неизданную книгу или музыкальное произведение? Речь идет,разумеется, не о художественной ценности, а о стоимости использования авторских прав для получения какой-то коммерческой выгоды. Допустим, рукопись можно издать,напечатать книги и продать их. Если книга интересная, ее будут покупать, издатель заработает на ней, возможно, даже и не один раз — будут переиздания, как например,романов Пелевина.
Писатель заключает лицензионный договор и передает исключительные (или неисключительные) права на использование его произведения. Допустим, договор на 5 лет,согласно которому он обязуется издавать все написанные им книги только в этом издательстве. А когда срок договора истечет,автор может издать те же романы, но в другом издательстве. Как и поступает тот же Пелевин.
Есть 2 системы работы с авторами: разовая оплата вознаграждения и договор о роялти(периодических выплатах). В первом случае авторский гонорар выплачивается разово — некая фиксированная сумма. Договор заключается на 5 или 10 лет договор, и в течение этого срока издательство может сколько угодно раз переиздавать книгу, весь доход идет ему. А когда срок истечет, то автор может перейти в другое издательство. Сумма вознаграждения определяется исходя из рыночной практики, это небольшие суммы,порядка 30 или 50 тысяч рублей.
Вторая схема – заключается договор роялти (то есть автор получает от 10 до 30% от выручки с каждого тиража). И с каждого переиздания, допечатки тиража автор будет снова получать проценты. 30% получают проверенные авторы, которых издательство не хочет потерять. Татьяна Устинова, например, или Дарья Донцова. То есть те, кто хорошо продаются, и кого читатель уже знает и любит.
Новые авторы вынуждены соглашаться на те условия, которые предложит издатель.
Виды договорных отношений между авторами и пользователями авторских прав
Согласно Гражданскому кодексу РФ существует три основных вида договоров о передаче (предоставлении) прав, необходимых для использования произведений:
- договор об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме;
- лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия);
- лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая (неисключительная) лицензия).
Существует еще договор авторского заказа, согласно которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. Допустим, театр заказывает композитору написать мюзикл или что-то еще. В договоре указываются конкретные детали: объем, вид, жанр произведения, целевое предназначение, рабочее название будущего произведения, предполагаемая сфера его применения, при возможности также — краткое изложение произведения (план, синопсис и т. д.) и т. п.
При этом заключение авторского договора заказа не означает, что произведение становится собственностью заказчика(допустим, театра). Передача авторских прав на его использование оговаривается отдельно. Либо соответствующие положения включают в сам авторский договор заказа, либо заключают отдельный договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор.
Как и в случае с авторским соглашением, выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть либо единовременной, либо в виде периодических платежей (так называемый, договор роялти), отчислений от установленного источника дохода, либо в какой-либо другой форме.
Договор роялти, о котором упоминала Анна Никольская, означает периодические выплаты за право использования предмета лицензионного соглашения (литературных и музыкальных произведений, компьютерных программ, названия торговой марки,логотипа, изобретений, фонограмм, и т. д.)