Как законы влияют на стоимость бизнеса? Эффективность государственного регулирования как фактор риска
Для бизнеса, особенно малого, эффективность государственного регулирования – вопрос жизни и смерти. Сегодня дела предприятия идут в гору, а завтра новый закон или санкции становятся непреодолимым препятствием для ведения бизнеса.
Как учесть этот риск при оценке предприятия?
Нормативное регулирование (изменение действующего законодательства) – один из видов риска, рассматриваемых при оценке действующего предприятия. В идеале правовая база должна быть максимально сжатая и конкретная. Не должно быть двоякого толкования определенных норм, размытых сроков и т.д. Но на практике получается иначе. Поэтому в условиях нестабильности, действия экономических санкций (и контрмер российского правительства), снижения бюджетных поступлений данный вид риска независимо от отраслевой принадлежности оцениваемого предприятия почти всегда оценивается как высокий.
Как правовая база может повлиять на стоимость предприятия?
Во-первых, при разработанном, ясном, понятном правовом регулировании существование бизнеса во многом облегчается. В этом случае, когда не возникает сложностей при анализе законодательства, бизнес проще построить, его проще вести. Во-вторых, государство посредством законов способно ограничивать, а то и устранять деятельность предприятий одной отрасли и содействовать развитию предприятий в другой. Отсюда можно предсказать перспективу развития бизнеса, его востребованность, его прибыльность.
Безусловно, чем выше уровень правового регулирования, чем больше государство заинтересовано в существовании предприятий данной отрасли, тем выше становится их цена.
Сложнее ответить на вопрос, насколько полно законодательное регулирование? Количество и объем законов, регулирующих деятельность предприятий отрасли, особой роли не играют. Вполне возможно, что один закон отвечает на все вопросы, возникающие на практике. А бывает, что и десяток законов оставляет большое количество пробелов, спорных ситуаций.
Прежде всего, нужно исходить из того, насколько заинтересовано государство в существовании конкретного рода предприятий. Скорее всего, при большой заинтересованности, государство будет больше внимания уделять развитию законодательства этой отрасли, а значит, и его правовая база станет наиболее разработанной.
Кроме того, не лишним будет учесть срок существования отрасли. Вероятно, за долгие годы многие недостатки в правовом регулировании были устранены. К тому же, следует обратить внимание на эффективность функционирования других предприятий, их прибыльность, сроки существования. Вряд ли можно рассчитывать на тщательное и полное законодательное регулирование, если предприятия в данной отрасли функционируют не более 1-2 лет.
И наконец, следует обратить внимание на то, насколько часто в законодательство данной отрасли вносятся изменения, насколько часто суды дают толкования по данным законам. Такая систематическая активность, скорее всего, будет свидетельствовать либо о нахождении данной отрасли на этапе реформирования, либо о неполном государственном урегулировании, либо о нестабильности правовой базы в данной отрасли. Все это, безусловно, будет негативно сказываться на стоимости такого бизнеса при его оценке.
- Чек-лист: как оценить эффективность государственного регулирования при оценке стоимости бизнеса
- стабильность экономики в целом: в нестабильной ситуации данный риск в любой отрасли почти всегда оценивается как высокий
- срок существования отрасли: чем дольше существует отрасль, тем выше вероятность, что недостатки в правовом регулировании устранены
- общая ситуация в отрасли: если отрасль успешно развивается, то и регулирование, скорее всего, эффективно
- частота изменений законодательства в данной отрасли: чем чаще появляются новые законы, чем чаще суды дают толкования по существующим – тем выше данный риск
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о качестве госрегулирования и установить степень риска: от низкой до высокой.
Оценка бизнеса. Методика Deloitte & Touche
Фактор риска | Степень риска | ||
низкая | средняя | высокая | |
Эффективность государственного регулирования | Наличие правовой базы (1 балл) |
Нормативно-правовые акты на стадии разработки. Осуществляется общественный контроль (2 балла) |
Нормативно-правовые акты на стадии разработки. (3 балла) |